kleCKs

Палочка, палочка, палочка… перо скрипит, палочка, клякса…
- В. Каверин.

В Крым и обратно верхом на "Вулкане"


Пляж

Дождя бояться — в Крым не ходить

Небо не то чтобы хмурилось — скорее, с похмельным прищуром непредсказуемой души разглядывало поток грузовиков и легковушек, спешащих на юг, а среди них — и наш Kawasaki VN900 ("Вулкан"). Первый дождь, застигший нас с сыном на Варшавке, был легким и непродолжительным, так что на первой же заправке, километрах в 60-ти от Москвы, мы сняли дождевики и облегченно вздохнули, решив что на этом неприятные сюрпризы закончились.

Часа через 3 с очередного холма открылась панорама надвигающегося грозового фронта. Впереди показалась заправочная станция и как только по шлему и ветровому стеклу застучали первые капли, я свернул. Не успел припарковаться, как дождь замолотил по козырьку здания, засверкали молнии, по асфальту побежали ручьи. Подъехали двое мотоциклистов, парень и девушка. Ближайшие полчаса мы провели в их обществе в беседке. Они направлялись в Анапу. Парень рассказал, как по этой же дороге ездил недавно на машине в Крым, в такую же погоду. "Скорее всего, это последний дождь на пути". Как бы не так!

За пять минут до старта

Потребовалось время, чтобы привыкнуть к ритму трассы М5 "Дон" с ее сюрпризами. Вот ты заранее перестроился на левую полосу, чтобы обогнать грузовик и уже почти поравнялся с ним когда машина, ехавшая впритык к грузовику, начинает обгон прямо у тебя перед носом. Со временем я приучился перед обгоном выдерживать паузу, давая возможность растяпе (или наглецу) проскочить. Дважды я сам забывал перед перестроением влево, как положено, повернуть голову, чтобы проверить слепую зону. Включал поворотник, начинал маневр и обнаруживал, что перестраиваюсь прямо в бок мчащегося слева авто. Габариты мотоцикла, слева богу, позволяли тут же отменить маневр, т.к. двигался я обычно по центру своей полосы. Ехали в темпе 100-120 км/ч, на обгонах разгоняясь до 130-140.

В первый день путешествия погода нам не благоволила. Не успеешь прийти в себя после очередного дождя, как снова оказываешься под его колпаком. Когда приблизились к Воронежу небо впереди стало походить на мокрый лист бумаги, закрашенный вперемешку полосками серого, синего и темно-фиолетового оттенков. В какой-то момент блеснул луч солнца и по всему пространству слева от дорожного полотна раскинулась яркая-преяркая радуга, рядом — ее двойник побледнее. Клянусь, за всю жизнь не видел такого зрелища! Словно нам улыбнулись: мол, потерпите, счастье близко. Однако, прежде, чем обещание исполнится предстояло пройти самый тяжелый участок пути. Я заранее забронировал через Booking номер в придорожной гостинице, расположенной между Воронежом и Ростовом-на-Дону, в местечке Грай-Воронец. До полуночи предстояло проехать 850 км.

Между Липецком и Воронежом

Миновав очередной пункт оплаты, мы остановились передохнуть. Рядом припарковался большущий автобус, пассажиры которого вышли размяться. Интересно, каково это: разглядывать грозу за окном из мягкого кресла, будто в телевизоре, в то время как тебя везут? Окончательно стемнело. Ветер сделался порывистым. Дождь зло захлестал сбоку. Мы глотнули чая из термоса, как смогли утеплились и минут через десять уже набирали скорость. Набирали, набирали, как вдруг после очередного спуска уперлись в очередь стоящих автомобилей. Пробка на скоростной магистрали — откуда? Может, впереди авария или строительные работы? …Нет, все дело было в сужении трассы до одной полосы. Узкое горло не справлялось с количеством транспорта. Гирлянда красных огней тянулась до горизонта. Я вырулил вправо и поехал по узкой кромке асфальта между машинами и обочиной. Сама обочина выглядела неровной и соваться туда в темноте под дождем было рискованно. Дождь хлестал по лицу. Я попробовал закрыть забрало, но ничего не смог разглядеть. В момент когда поднял левую руку, чтобы снова открыть визор, руль мотнуло и мы чуть не свалились. К счастью, обочина оказалась крепче, чем я думал, или близкий человек хорошо за нас, бедолаг, молился, но мы удержались. Больше я руль не отпускал.

Мы остановились на бензоколонке. Здание было заполнено людьми, ждущими в очереди перед туалетом. Водитель машины, за которой мы пристроились перед колонкой, стал возбужденно расспрашивать, сколько времени мы провели в пробке. Я ответил, что минут 40. По словам Степы — не больше 20 и я склонен больше доверять его оценке. Автомобилист рассказал, что вместе с другими он двинулся в объезд, пришлось пробираться через бездорожье и не похоже, чтобы они что-то на этом выиграли. На следующей остановке, возле шиномонтажа, мы увидели, как "паркетнику" меняют колесо. "А ты говорила: объедем, объедем!"— упрекал водитель супругу. Мы тоже не обошлись без потерь: окончательно сдох один из ксеноновых противотуманников. Он уже второй год барахлил. Перед отъездом я просил механика проверить, что с ним не так, но во время диагностики подлюга работал исправно и выявить ничего не удалось. Вообще, в эту поездку "электроприборы" капризничают. Накануне сломалась bluetooth гарнитура у меня в шлеме, в результате я не мог слушать навигатор и отвечать на телефонные звонки. У Степы сдохли наушники, купленные для того, чтобы он мог слушать в пути музыку и аудиокниги ("Темную Башню" Стивена Кинга и Лавкрафта), в Краснодаре пришлось покупать новые. Дальняя дорога — это проверка всего на прочность.

Мы опаздывали. К счастью, из отеля позвонили как раз когда мы стояли на заправке, я подтвердил бронь и администратор уверила, что все в порядке, нас дождутся. После часа ночи, наконец, мелькнул указатель: "Грай-Воронец". Навигатор я настроил на название населенного пункта, не уточнив адрес гостиницы. В результате, он завел нас по ухабистой грунтовке к каким-то хозпостройкам. Сидевшие на крыльце в классических позах гопников пацаны вежливо объяснили, как проехать к гостинице "Терем". Минут через 20 мы уже разгружали мотоцикл на тихой парковке, засыпанной щебнем, неподалеку от шуршащего фонтанчика. Я не сразу заметил, что в прикаркованной рядом машине спят люди. Ужинать, увы, было нечем, на кухне ничего не осталось. Зато нас ждали чистые постели и горячий душ в уютном номере бревенчатого дома.

Вот оно, лето!

В восемь утра меня разбудил мужской голос из соседнего номера: кто-то громко обсуждал по телефону свои дела. Я спустился во двор и прошелся вдоль фонтанчика и крошечного зоопарка, чьи пернатые обитатели — павлины и фазаны — уже вовсю голосили, в то время как алтайская белка спала не менее крепко, чем Степа в номере, выставив напоказ лишь бурый меховой бочок. Все тело ныло, в горле першило. Утро выдалось пасмурным, но сухим.

Около полудня мы уже бодро продолжали движение в сторону Ростова-на-Дону, до которого оставалось около 300 км, а оттуда столько же — до Краснодара. С самого начала я взял более спортивный темп, чем накануне: 120-140 на хороших участках. На заправке за Каменск-Шахтинским стало ясно, что дождь нам больше не грозит. По мере приближения к Ростову становилось все жарче, тогда как дорога портилась, особенно на мостах. Степа не мог слышать моих комментариев на каждом ухабе, однако по сопровождающим их жестам наверняка догадывался, о чем они.

"Вот оно, лето"!— заметил я на очередной остановке после Ростова. Мы съехали к крупному гостиничному комплексу, чтобы пообедать в столовой, но постояв немного в длинной очереди, решили двигаться дальше. За столиком на открытой веранде, где мы собирались обедать, сидела молодая пара, на третьем стульчике лежала их кошка, не выказывая ни малейших признаков беспокойства. Вспомнилось, как на одной из заправок девушка выгуливала кота на поводке. Это что, мода теперь такая — с котами путешествовать? Не проехав и километра, мы свернули к пустому придорожному ресторанчику, где впервые за всю дорогу по-настоящему пообедали. Степа остановил выбор на харчо, картошке-фри и шашлыке, которого оказалось так много, что большую часть пришлось увозить с собой. Я заказал борщ и жаркое. Выложили тысячи две. Следующие часа два вести было тяжело — клонило в сон.

В Краснодарском крае дороги заметно улучшились, а пейзаж по сторонам все больше радовал глаз: тополя, подсолнухи, четкие тени, цвет неба — все говорило о том, что мы на юге. К городу подъезжали уже на закате. Мы планировали добраться до Крыма за два дня, но от Краснодара до Крыма оставалось больше 200км, далее, от Керчи до Феодосии — нашего пункта назначения — еще сотня. Учитывая усталость и то, что маршрут незнакомый, решили заночевать в Краснодаре. Когда до него оставалость километров 20, я свернул к какому-то придорожному мотелю, чтобы передохнуть, собраться с мыслями, а возможно и остановиться прямо тут. Степе место не понравилось. Тогда я открыл мобильное приложение Booking, без труда нашел подходящий отель и забронировал номер. Что ни говори, у 21 века есть свои "плюсы"! Радуясь тому, как легко удалось решить проблему с ночевкой, я сел за руль, обычным жестом пригласил Степу, повернул ключ и… ничего не произошло.

Приплыли

Лампочки не загораются. Повторяю снова и снова — мотоцикл не заводится. При очередной попытке приборы засветились, но стоило нажать кнопку стартера, все погасло. Вспоминаю, что на последней заправке мотоцикл завелся не с первого раза, но я тогда подумал, что провернул ключ чуть дальше, чем полагалось и включил особый режим парковки ("вот она, усталость, не стоит ехать в ночь дальше")…

Ну все, думаю, приплыли! Что делать, если не заведемся? Искать мотосервис. Кажется, в Краснодаре сейчас Саша Лебединский, попробую с ним связаться, узнать, куда лучше обратиться. Отпускные денежки, ясный пень, уйдут на эвакуацию и возвращение. Хотелось на жопу приключений? Вот они, получите с лихвой! Но сперва надо хотя бы для очистки совести проверить контакты, ведущие к аккумулятору. Звоню знакомому механику в Москву, спрашиваю: что это может быть? Он подтверждает: да, первым делом, проверить контакты, если не они — то возможно, реле стартера. Объясняет как законтачить провода, обойдя стартер. Я понимаю, что в темноте на дороге лучше не экспериментировать с электрикой, но контакты проверить надо. Снимаю седло. Прошу Степу посветить фонариком, ищу отвертку в пакетике со штатными инструментами ("б…, где отвертка, неужели оставил в гараже, почему не проверил?… фух, вот она"). По ходу отвечаю на праздные вопросы мужичку, который подошел удовлетворить любопытство: сколько кубов, какая передача: кардан или цепь… а, ремень, а что, зубчатый или клиновый… что случилось… зажигание отказывает?— ну да, ну да… что, не "Харлей"?… а котел-то, поди, ого-го… Вижу, что контакты со стороны "минуса" действительно разболтались, подтягиваю, вежливо отшиваю мужика. Пробую завести — электрика включается, мотор радостно урчит! Стукаем со Степой друг друга кулачками. Следующие полчаса, до гостиницы, еду, словно в трансе.

Узнав, что мы на мотоцикле, администратор краснодарской гостиницы любезно предложила заехать во дворик, за каменную стену, несмотря на то, что официальная парковка располагалась снаружи, под наблюдением камер. Номер был просторным и светлым, на радость Степе имелась ванна; на первом этаже работал бассейн, а завтрак входил в стоимость, при том что за ночь мы заплатили меньше, чем накануне. Вся стена номера была украшена росписью: угрожающего вида медведь и буйвол располагались друг перед другом, как фрагменты "Инь-Ян", готовые сойтись не то в схватке, не то в акте любви. Жаль, в спешке не успел сфотографировать.

Первая встреча с морем

Чем дальше, тем больше машин. Пекло немилосердное. Мелкие ручейки вливаются в трассу Р251, ведущую в порт-Кавказ, к парому. В Славянске-на-Кубани пробка. Хорошо, все-таки, что хватило ума остановиться на ночь. Обращаю внимание на забавное название поселка к востоку от маршрута: "Волна Революции". Вообще, названия — тема для отдельного очерка, жаль, не записывал все, на что обращал внимание. В первый день, помнится, попался указатель на поселок "Кончинки" (Тульская область). Если верить Гуглу, там имеются два кафе: "Рай" и "У Ирины". Непростой выбор!

Первая встреча с морем

Перед въездом в Темрюк впереди и справа замечаю казачью сторожевую вышку с соломенной кровлей и флагом, похожую на те, что были в игре WarCraft II. Показываю рукой Степе, а он, в свою очередь, обращает мое внимание на что-то дальше. Сперва кажется, что там степь, потом всматриваюсь: неужели море? Опускаю взгляд на навигатор — карта подтверждает: море. Дорога ведет вдоль береговой линии через пригород. Моря не видно, но я знаю: оно там, справа, за домами, воздух пропитан его запахом. Какое же это, должно быть, счастье,— думаю — жить в собственном доме на морском берегу, со слепящим солнцем и яркими звездами над головой, дышать соленым воздухом. На кой черт кому-то в древности понадобилась удаляться от колыбели цивилизации, заселять неприветливый север, где лето — лишь короткая пауза между катаклизмами большего и меньшего масштаба: ураганами, паводками, ледяными дождями, градом?… Небесные тела — и те в своем суточном вращении движутся по малопонятным, замысловатым траекториям. Что их толкало: голод, амбиции, вражда, жажда новизны?

Полномасштабная картина моря открылась внезапно из-за холма на выезде из Темрюка. Мы остановились на обочине и ненадолго спустились к пляжу по песчаному откосу. Пользуясь крепким ветром, любители экстремального спорта планировали над гребнями волн при помощи замысловатых летательных устройств. Кое-где на дюнах стояли палатки. А по шоссе шел непрерывный поток дальше на юг, настолько плотный, что выехать с обочину на полосу оказалось непростым делом. Мы приготовились выезжать одновременно с "десяткой", которая неосторожно рванула и вынудила водителя ехавшего по шоссе мини-вэна тормозить в пол. Оба застыли, я же воспользовавшись паузой, не торопясь выехал. Еще метров 500 за нами никого не было — видимо, те двое не разъехались мирно.

Глотайте пыль, неудачники!

Перед паромом

Регистрация на паром проходила километров за пять до порта, на специально выделенной территории. Первая очередь — к будке, где выдавали посадочные талоны — состояла из сотни, не меньше, авто. Я пристроился в конец и отправил Степу на разведку. Он подошел к служащему, затем замахал мне руками: мол, сюда! Я без очереди получил в будке посадочные талоны на паром. За будками на площадке размером с футбольное поле стояли очереди на выезд. Движением управляли худые, загорелые парни, похожие на неаполитанцев из историй Джанни Родари. Завидя наш мотоцикл, они принимались махать жезлами: проезжай. "Глотайте пыль, неудачники!"— воскликнул Степа когда мы без задержек выезжали на трассу, чтобы двинуться к морпорту. Никто кроме меня его не слышал.

Мы промчались по косе в морпорт, где таким же манером обогнули еще более длинную очередь, прошли осмотр и встали впереди всех в ожидании парома рядом с двумя другими мотоциклами: здоровенным "гусем" (BMW GS) и Suzuki Boulevard. Оба мотоциклиста не были расположены к общению. Первый держался, словно бывалый морской волк в присутствии салаг, второй выглядел измученным. Один из боковых кофров Suzuki был перетянут армированным скотчем. Мы со Степой пребывали в прекрасном настроении. Для нас наступил час торжества, награда за перенесенные в пути невзгоды.

Тени холмов

Пляж

Море делает нас детьми. Или стирает время. Когда в первый день я подошел к пляжу, ноздри стали жадно раздуваться от забытого запаха соли и водорослей. Стоило погрузиться в воду и сделать несколько взмахов, вспомнились заплывы в летнем лагере возле Варны. Иногда мы с Сашей Гутаревым заплывали так далеко, что все побережье открывалось, как на ладони. Ныряли за раковинами, дарили их девушкам. Весь день дожидались вечерних танцев. Ау, одноклассники, кто-нибудь вспоминает это последнее школьное лето?

…Сегодня я отправился на море один. Степа немного простудился и решил отсидеться дома. Вчера перекупался — учился плавать, причем довольно успешно — к тому же, отходняк после обилия дорожных впечатлений.

Вечером на дальнем, диком пляже народу оказалось больше, чем вчера, в основном — простолюдье. Кое-кто припарковал авто чуть ли не у самой кромки воды. Возле мола с машины спустили на воду гидроцикл. Слава богу, он тарахтел недолго.

Один раз, плывя к берегу, я заметил рядом чайку. Она преспокойно качалась на волнах, не обращая внимания на людей. Я постарался поменьше брызгаться, чтобы не спугнуть ее, но, кажется, это было лишним. Наверное, та же чайка вчера сидела в метре от меня на краю мола когда я прыгал с него в воду.

Утром твои холмы отбрасывали тень в ту сторону,— говорит мама дочке, лежащей на спине,— теперь — в другую.

В нескольких шагах от меня, ближе к морю, стояла одинокая девица. Мой взгляд упирался прямо в нее: сперва в спину, потом, когда она повернулась лицом к заходящему солнцу и спиной к морю — в живот. За все время бедняжка ни разу не искупалась.

На серпантине между Коктебейлем и Судаком

Настроение, как во время коротких армейских увольнительных. И вовсе не от того, что через неделю придется снова ходить на работу, мне нравится то, чем я занимаюсь. Из-за климата. Здесь он правильный, дома — нет.

Южное солнце — оно как любовь. Увлечешься, потеряешь осторожность, раскроешься в первый день (мол, я себя знаю, что мне будет, не в первый раз, три года не видел лета…) — и ходи потом с ожогами, хорошо если не с сыпью, мучайся от бессонницы.

Ты есть, я знал!

"Господи, пошли мне бензоколонку раньше, чем кончится бензин!— бормотал я, переводя взгляд с дороги на стрелку бензометра, которая совсем уже легла на "ноль". На протяжении пятикилометровой косы от порта "Кавказ" и далее, вглубь материка, тянулась мертвая зона без единой заправочной станции. В Крыму заправляться не стал. Наконец, показался знак: "заправка через 14 км". На 14-то хватит,— подумал я,— предупредительная лампочка еще не мигает. Хотя, сильно полагаться на датчик не стоит: мало ли что с ним могло случиться из-за тряски.

Объем бака "Вулкана-900" составляет без малого 19 литров, которых хватает километров на 300. Канистру прикреплять некуда. Я давно взял за правило заботиться о заправке как только стрелка переходит отмтку в четверть бака. И все же, за время поездки не раз нервничал из-за топлива. Иной раз долго нет приличного бренда. В другой — забываешь о нем из-за дорожной ситуации. Но такой безысходицы, как при выезде из порта "Кавказ", еще не случалось.

…Вот она, обещанная заправка, noname, пустая, ну да ладно, не до жира… Заезжаю и тут в глаза бросается объявление: "95-го нет". Продолжаю в умеренном режиме: 80-90 км/ч, то и дело переходя на качение, а в голове составляю план действий на случай вынужденной остановки: "Люди добрые, извините, что мы к вам обращаемся, сами мы не местные!…" Не знаю, сколько так проехали, но оранжевая лампочка не успела замигать когда слева, со стороны встречной полосы, показалась красная шапочка "Лукойла". "Боже! Ты есть, я знал!" Машин было полным-полно, но воспользовавшись своей маневренностью, мы пробуравили длинные очереди, чтобы пристроиться в короткую.

Пережитое напряжение дало о себе знать позже. Выезжать пришлось через встречку прямо в образовавшуюся пробку. Вначале я неловко развернулся, вызвав в свой адрес гневный гудок. Затем, уже на своей полосе, принялся объезжать стоящие фуры по обочине, как вдруг заметил впереди железки и осколки, оставшиеся от аварии. Тут я сделал то, чего ни в коем случае не следует делать в подобных ситуациях: смотреть под колеса, при этом машинально зажал передний тормоз. Последствия на заставили себя ждать: мы свалились на левый бок. Ни я ни Степа не ушиблись, поскольку ехали в защите и скорость была никакой. Мотоцикл тоже не пострадал, если не считать испачканной защитной дуги и бокового кофра. А, ведь, утром так хотелось из-за жары вместо тяжелых мото-штанов со встроенными наколенниками надеть легкие хлопчатобумажные брюки! Не стал, потому что для первых не нашлось места. До следующей остановки я пребывал в подавленном настроении. Степа, напротив, не переживал.

Вместо того, чтобы ехать через Краснодар, мы решили сократить путь и взяли курс от Славянска на Ростов, где заранее забронировали гостиницу. Я записал на бумажке список населенных пунктов, через которые предстояло проехать, и сверялся с ним на каждой остановке:

  1. Славянск-на-Кубани
  2. Тимашевск
  3. Каневская
  4. Ленинградская
  5. Кисляковская

Возможно, не самое оптимальное решение, учитывая качество дорог, но уж больно не хотелось выезжать сразу на скоростную трассу. На второстепенных шоссе не так устаешь и получаешь больше впечатлений.

"Смог бы ты жить в таком месте?"— спросил я Степу в станице Каневской, где мы остановились размяться и глотнуть кваса. Сын сперва отрицательно замотал головой, но потом, когда мы проехали по зеленой улице мимо старого школьного здания, дал понять, что видит тут и "плюсы". Наверняка, в этом месте каждый камень дышит историей, подумалось мне. Солнце уже клонилось к западу. Теперь, когда мы двигались с юга на север, оно светило слева. Тени с каждым часом становились длиннее. Как обычно на двухполосных шоссе, скорость была умеренной: 80-100. Краснодарский край радовал глаз речками, рощицами и подсолнухами.

Из-за отсутствия полноценной навигации мы слегка сбились с пути. Вместо того, чтобы вынырнуть на М4 перед Ростовом, взяли крен западнее, приблизившись к Азову, чтобы уже оттуда, по азовской трассе, попасть в Ростов. Выезжая на магистраль (последний участок перед Ростовым) по кругу, услышали, как что-то хрустнуло под колесом. Я снизил скорость и насторожился, ожидая худшего — прокола. К счастью, обошлось. Было уже совсем темно. Позже, в уютном гостиничном номере, когды мы перечисляли все трудности дня, я вспомнил этот момент. Степу больше угнетало когда мы в сумерках прокладывали путь через ямы и ухабы по совершенно убитой дороге. Я тоже тогда беспокоился за сохранность колес, и не только! Считал каждый километр. Судя по карте, по этому же шоссе предстояло ехать аж 50 км. К счастью, через десяток дорога пришла в норму.

Проехав через город, наконец, добрались до хостела "Аксай". На закрытой территории увидели два мотоцикла. Как только заглушили двигатель, с верхнего этажа раздались голоса их владельцев: "А-а, братва! Откуда? Куда? Как обустроитесь, заходите в гости!" Я хотел, честное слово, но после душа и горячего ужина мы со Степой повалились замертво на кровати.

Мечты, мечты…

Аксай, гостиница

"Человек есть существо ко всему привыкающее,"— пишет Достоевский в "Записках из мертвого дома". В первую очередь он имел в виду адаптацию к ограничениям, вроде тюрьмы. Но, ведь, и к хорошему привыкаешь. Вот, есть у тебя мечта: мотоцикл. В один прекрасный день она исполняется. Поначалу ты готов ехать куда угодно когда угодно. Ноябрьской ночью в область под ливнем, а через два дня назад под первым снегом?— да, не вопрос! Из Москвы в Донбасс за сутки?— запросто! Радость от вождения и дорожных приключений перевешивает все "против". На время мото-сезона полностью отказываешься от спиртного: вдруг через час заблагорассудится куда-нибудь рвануть. Дальние поездки вспоминаешь всю зиму, а когда приходит весны, настраиваешься на следующее путешествие.

Но вот на Украине начинается война, туда уже не прокатишься. Дважды подряд неудачно выбираешь работу, оставаясь без отпусков ("через месяц запускаемся, нельзя сейчас бросать проект"), а позже, когда стартап разваливается — и без денег. За лето накатываешь несколько тысяч, благодаря поездкам по городу и на дачу, но без особого удовольствия. Надоедает зависеть от капризной московской погоды. За продуктами с дачи лень выезжать по слякоти. "Купил бы машину — сидел бы сейчас в тепле, слушал музыку вместо того, чтобы мерзнуть, прокладывая путь в потемках через туман",— думаешь иной раз. Да, можно и без машины: на метро, на поезде. …И вот, жизнь, вроде, наладилась, а уже и не хочется никуда ездить. Как выразилась одна знакомая когда ее спросили, что с мотоциклом, "огня больше нет".

Желанием отправиться в Крым на мотоцикле загорелся Степа. Без него я бы никуда не поехал, сидел бы себе на даче, делал что-нибудь для души. Отпускные потратил бы на обустройство дороги к участку, заказал бы новые ставни… Путешествие получилось без преувеличения самым трудным в сравнении с предыдущими. И все же, чем дальше от дома, тем больше я вспоминал самого себя, будто просыпаюсь. "Вот этот городок я помню, проезжал четыре года назад!"— кричу Степе через плечо…

Обратно мы решили добраться за два дня. Расстояние от Ростова-на-Дону до Москвы по трассе М4 составляет чуть больше тысячи километров. Столько предстояло проехать на второй день.

Он, сука, мощный!

С владельцами двух других мотоциклов познакомились следующим утром на парковке, когда укладывали вещи в дорогу. "Ну вот, начинается вечная игра в тетрис, перекладывание вещей",— ворчал Володя, бородач, на вид моего возраста, упаковывая кофры огромной Honda Gold Wing. На гигантском заднем багажнике красовалась надпись: "дядя Вова". В самом деле, нехватка места всегда была больным вопросом мотопутешественника. Много не увезешь, особенно когда вас двое. Сколько ни планируй, непременнно о чем-то важном забудешь, а чем-то другим ни разу не воспользуешься. На сей раз я явно переборщил с одеждой. Хорошо, жена отговорила брать с собой спортивный костюм. Легкие штаны, пара футболок, плавки, трусы, да кепка — вот и все, что нужно на море. Есьи что-то порвалось, покупаешь на месте, не в тундру же отправляешься. Но что же надо с собой везти, чтобы не хватало гигантских багажников "Голды"?!…

Они с Урала. Путешествуют не первый день. Заехали в Питер, оттуда — в столицу, теперь направляются в Судак. Похоже, накануне друзья влипли в неприятную историю: у Володи на носу белел лейкопластырь, кроме того, подходя к парковке, я краем уха услышал его разговор с администратором:

Место тут хорошее, а вот люди — не очень.
Вы, уральцы, чересчур простодушны,— заметил администратор.

Я не стал вникатьв подробнсти. Мы поболтали на дорожные темы и распрощались. Уральцы отправились на юг, мы — на север, в сторону Воронежа.

Движение в ростовской области около 10 утра было напряженным. Все время приходилось маневрировать, иначе затирали. Запомнился грузовик с длинными трубами, торчащими из кузова, который гнал по левому ряду. На левой полосе то и дело водитель какого-нибудь дорогого паркетника сигналит дальним светом: "уступи". Пропускаешь невротика, чтобы через пять минут оставить его позади в очередном заторе. Качество дороги так себе, местами нужно двигаться исключительно по левой полосе, чтобы не подскакивать на правой. В таком напряженном темпе с короткими остановками раз в час-полтора добирались до Воронежа.

Всю дорогу я смеялся, вспоминая признание в любви, выведенное пальцем на пыльной корме нидерландского тягача: сердце, пронзенное стрелой, и надпись: "DAF, он сука, мощный!" Мы часто рассматривали гигантские грузовики. Больше всего нам обоим нравились американцы с рельефными кабинами, напоминающими устало-добродушные собачьи морды. По ночам они демонически светились: видимо, водители старались перещеголять друг друга иллюминацией.

Передышка

Пообедать остановились на заправке перед Павловском. Там встретили пару москвичей, возвращавшихся на Suzuki Boulevard — однокласснике нашего "Вулкана" — из Краснодара. Оказалось, из Москвы они выехали в тот же день, что и мы, им тоже пришлось ехать под дождем и пробиваться через пробку в районе Павловска. По словам ребят, причиной ее была серьезная авария на трассе с участием бензовоза. А возле Ростова утром они видели горящий автомобиль. Показали фото своего колеса, целиком заляпанного глиной, будто кто-то использовал его в качестве каркаса для концептуальной скульптуры. Да уж, в российских условиях любой чоппер превращается в эндуро (внедорожный мотоцикл).

К Воронежу приближались на закате. В нос ударил аромат хвои — с обеих сторон гладкого дорожного полотна стоял сосновый бор. Жаль, не было возможности снимать плавное круговое скольжение по развязкам, ведущим к началу платного участка М4. Вышли бы живописные кадры, посмотрев которые, кое-кто захотел бы сесть на мотоцикл. Перед терминалом оплаты мы остановились на заправке перекусить и набраться сил. Предстояла суровая страницей обратного путешествия: 500-километровый марш-бросок в темноте. Мы твердо решили во что бы то ни стало добраться до дома, не останавливаясь на ночлег.

Спасти мир

"Вот и закончился юг",— констатировал я, вставляя теплую подкладку в мотокуртку в то время как Степа натягивал подшлемник.— И небо уже не то… Стемнело. На трассе попадались участки, где отсутствовало не только освещение, но и разметка. Приходилось снижать скорость, а иногда пристраиваться за грузовиком и определять повороты, ориентируясь на траекторию его габаритов. Особенно этот старый трюк помогал под Тулой, в тумане, на крутых спусках и подъемах. Красные огни вдруг исчезают, чтобы так же внезапно появиться на другой высоте. Чем дальше, тем холоднее. Когда наберешь темп, останавливаться неохота. Какое-то время чтобы не мерзнуть я глубоко дышал, но после очередного пункта оплаты остановился и надел-таки термобелье, а сверху — рубашку, которую до того момента считал лишней.

После полуночи приходилось контролировать еще и состояние головы. При малейших признаках сонливости останавливались, чтобы глотнуть кофе, размяться или хотя бы на минуту отключиться. Степа в таких случаях валился на траву, не снимая шлема и рюкзака, я же опускал голову на бензобак. Возле одной из площадок для отдыха, в поле, Степа заметил ежа. Тот, не слишком обрадовавшись встрече, сжался, принялся фыркать и подскакивать, дабы напугать непрошеного гостя. В другой раз мы зашли на заправку выпить капучино. Люди кругом в футболках и шортиках, мы же экипированы, словно космонавты или путешественники во времени, прибывшие через портал, чтобы спасти мир.

Как всегда, последние 200 километров — самые тяжелые. В Москву вернулись к четырем утра, проведя за рулем ни много ни мало: 18 часов. Моя жена, Марина, почти не спала и когда мы подъехали к дому, спустилась, чтобы нас встретить. — Деликатный, все-таки, звук у твоего мотоцикла. Не будит всю округу.
"Вулкан" — он, сука, надежный!

По пустому двору бегали бездомные собаки, вполне безобидные. Распаковали вещи, умылись, выпили чая. Рассвело.

Москва — Феодосия — Москва